Изначально это слово использовалось греческими и римскими авторами для обозначения племён, обосновавшихся на левом берегу Рейна.
Римские авторы в начале I века до нашей эры не проводили чёткого различия между кельтами и германцами, обитавшими в данном регионе. Только после кампаний Цезаря на севере Галлии появляется это разделение. Впоследствии термин «германец» (который никогда не использовался самими германцами) распространяется на все индоевропейские народы, осевшие между правым берегом Рейна, Вислой и Балтикой.
Происхождение германцев остаётся достаточно туманным. Некоторые историки полагают, что речь идёт о группах, наследовавших цивилизации, развивавшейся в южной Скандинавии в эпоху поздней бронзы. Группы — носители германской цивилизации впоследствии распространились к востоку и югу Европы, достигнув около 800 года до нашей эры Вестфалии и Вислы, а в эпоху Ла Тен — Рейна и Тюрингии. В дальнейшем их экспансия была остановлена на несколько веков сначала кельтами, затем римлянами. В то время германцы жили племенами, так же как кельты, которые, по-видимому, оказали на них значительное влияние.
Германскому обществу не были знакомы ни государство, ни города; оно базировалось на племенной организации (племена возглавлялись военной аристократией, которая практиковала компаньонаж), родовых объединениях и семье, по роли и структуре напоминавшей античную римскую семью. Хотя образ жизни германцев различался в зависимости от того, шла ли речь о степных германцах, в частности готах (иранское влияние, разведение лошадей), лесных германцах (культура выжженной земли) или морских германцах (пиратство, разведение скота), некоторые общие черты всё же прослеживаются: прежде всего, это были воины (свободные люди) и крестьяне (рабы), жившие скотоводством и земледелием.
Очевидно, они практиковали коллективные способы обработки земли, избегали городского образа жизни; использование монеты долгое время оставалось им чуждым. Однако необходимо отметить развитие ремесла, и прежде всего производства украшений и металлообработки. Трудно говорить о лингвистическом единстве германцев; их диалекты делились на три группы: северные (которые положили начало скандинавским языкам), западные (немецкий, английский и нидерландский) и восточные (полностью исчезнувшие).
Германские религии малоизвестны; общим в них было поклонение природе и стихиям, вера в загробную жизнь и практика человеческих и животных жертвоприношений. К первым германским миграциям (II–I века до нашей эры), следы которых сохранились в истории, относятся миграции бастарнов, кимвров и тевтонов, а затем свевов. За ними в 16 году до нашей эры последовало вторжение в Галлию сикамбров. Август поручил Тиберию усмирение германцев, положив начало завоеванию Германии. В период его правления легионы Друза продвинулись до Эльбы, а Тиберия — до Балтики.
Однако после поражения, нанесённого Вару, римляне отказались от попыток завоевания. Они сохранили только две провинции в Нижней и Верхней Германии. До времени правления Марка Аврелия сохраняется относительное спокойствие, по большей части благодаря германо-ретийскому лимесу (limes). Но в 166 году нашей эры вторжение квадов и наркоманов открывает эру Великого переселения, которое в III и IV веках нашей эры охватывает Галлию и Римскую империю.
Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.
Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.
2010–2024. Древнейшие цивилизации Европы