Группа всадников, пришедших в Южную Россию в эпоху бронзы и первого железного века. Литературные источники, упоминающие о киммерийцах, по большей части имеют восточное (Библия, ассирийские надписи) или греческое («История» Геродота) происхождение.
К сожалению, они касаются прежде всего экспедиций киммерийцев в Азию VIII–VII веках до нашей эры. Все эти источники сходятся только в одном: киммерийцы были степным народом, они покинули свои поселения в эпоху первого железного века, очевидно под давлением скифов, и вторглись в Переднюю Азию, где, прежде чем окончательно исчезнуть со страниц истории, основали государство, которое существовало недолго.
Археологически подтвердить существование киммерийской культуры в действительности практически невозможно; однако некоторые археологи связывают с киммерийцами отдельные памятники бронзового века, особенно обнаруженные в восточном Крыму, где воспоминание о киммерийцах сохранялось дольше всего. В памятниках, датированных 2-м тысячелетием до нашей эры, прослеживается эгейское влияние: например, сокровищница из Бородина (Бессарабия), богатая микенскими предметами, и толос из Царского кургана в Пантикапее, в своей циклопичности имеющий много общего с подобными сооружениями из Эгейского мира.
Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.
Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.
2010–2024. Древнейшие цивилизации Европы