Мало что известно о корнях франков. Их название впервые появляется в III веке нашей эры.
Вероятно, оно объединяло некоторые германские племена или племенные фракции, обосновавшиеся на нижнем Рейне: амсивары, бруктеры,хамавы, хаты, сикамбры и, возможно, также батавы, тенктеры, узипеты и так далее. Многие из них, впрочем, сохранили свою автономию и, вплоть до правления Хлодвига, свои собственные королевские династии. Тем не менее можно выделить две основные подгруппы: салические («морские») франки, которые в середине IV века нашей эры заняли Брабант, — их название, однако, в меровингскую эпоху использовалось только в юридическом языке (lex Salica), — и рейнские франки (Гесс), долгое время неправильно называвшиеся рипуарскими («береговыми»).
Во второй половине III века нашей эры часть франков, по-видимому, участвует во вторжениях в Галлию; другая часть появляется на Чёрном море и возвращается на Рейн, пройдя через Гибралтар); наконец, франки вместе с саксами занимаются также пиратством на побережье Па-де-Кале. В конце III–IV века франки постепенно интегрировались в империю: всё большее число воинов служило в рядах римской армии, в частности в армии Галлий. Одновременно медленная колонизация продвигается в западном направлении на территории, которые римляне постепенно покидают, хотя трудно говорить о вторжении.
Так, например, салические франки, после того как оккупировали нидерландский Брабант, в 358 году получили статус федератов. После этого франки нигде не упоминаются до середины V века, когда некоторые франкские короли, среди которых Хильдерик, служат в армии Аэция. Миграция собственно франкского народа начинается около 440 года (оккупация Майнца [459], Трира, Меца, Тула [475]).
Во времена Хлодвига (481–511) франкское королевство охватывает более чем две трети Галлии и часть Германии. Эта экспансия на западе достигает Бретани, на юго-западе — Гаскони и Пиренеев. Захват Бургундского королевства (533–534) и Прованса (537), так же как оккупация большей части независимой Германии, отмечают её завершение.
Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.
Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.
2010–2024. Древнейшие цивилизации Европы