Во времена Цезаря бриттами континентальные кельты и, возможно, римляне называли коренное земледельческое население юга современной Англии. В конце концов этим названием стали обозначать всех жителей Британских островов, обосновавшихся здесь до V века нашей эры, противопоставляя их англо-саксонским завоевателям. Оно сохранялось в группах, которые в эту эпоху эмигрировали из Англии в Арморику, которая стала именоваться Бретанью.
Противопоставление бриттов юга Англии и пиктов и других горных народов севера, которое, казалось бы, проявляется в классических текстах, основано только на различиях, связанных с образом жизни. Первые были земледельцами и вели оседлую жизнь, вторые же — кочевники и скотоводы. Несомненно, они имели культурное и языковое родство, если не национальное, так же как ахейцы и дорийцы в Греции.
В действительности речь идёт о переселенцах, участвовавших в завоеваниях, которые растянулись по времени с гальштатского первого железного века до эпохи Ла Тен (III век). Достоверно установлено, что большая часть бриттов во времена Пифея (325 год до нашей эры) состояла из белгов, с которыми смешались германцы и кельтские группы севера Франции.
Цивилизация бриттов вплоть до римского завоевания оставалась близкой цивилизации континентальных кельтов. Завоевание Галлии было завершено в течение почти одного века, поскольку Клавдий высадился в 43 году нашей эры с армией в 40 000 человек. Первая попытка завоевания была начата Цезарем во время двух экспедиций (55–54 годах до нашей эры), которые потерпели поражение, встретив сопротивление Кассивеллавна.
Британия, впрочем, никогда полностью не покорится Риму, несмотря на кампании Светония Паулина и Агриколы, а затем, во II веке нашей эры, — Адриана и Антонина. Когда в V веке англы и саксы захватили остров, римляне наконец оставили его.
Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.
Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.
2010–2024. Древнейшие цивилизации Европы