Наскальное искусство эпохи верхнего палеолита представлено скульптурными, гравированными изображениями и рисунками, выполненными на стенах пещер и скальных навесов. Скульптуры появляются лишь в мадленский период. В живописи и гравировании различают два цикла, соответствующих двум способам изображения, — ориньякско-перигорский (обратная перспектива) и собственно мадленский (абсолютный профиль). В наскальном искусстве Франции и Испании выделяют два основных ансамбля: ансамбль франко-кантабрийского искусства, во Франции представленный пещерами Шарента и Дордони (1), Гарда, Геро и Ардеша (2), Центральных Пиренеев (3) и баскского региона (4), а в Испании — кантабрийскими пещерами в Сантандер-Бургос (5) и Овьедо (6), а также гротами южной Андалузии (10). Второй ансамбль — искусство испанского Леванта — представлен в пещерах Каталонии (7), Куэнка-Теруэль (8) и Валенсии-Альбасете (9). Рисунки и гравюры испанского Леванта выполнены на стенах под скальными навесами, а не в пещерах. Хотя этот ансамбль близок к франко-кантабрийскому искусству, его отличает частое изображение человека, живость движений и поз, а также схематический характер. Некоторые авторы оспаривают палеолитические истоки этого искусства. Однако многочисленные наслоения изображений свидетельствуют о его длительном существовании; явная схематизация в более поздних изображениях предвещает искусство неолита.
Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удалённость древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей.
Тем не менее мы стремимся заглянуть в мир древности, чтобы, поняв его, лучше понять себя. Древность манит нас, влечёт своей загадочностью и необъяснимым обаянием. Именно в парадоксальном сочетании многообразия и единства нам и представляется история древней Европы.
2010–2024. Древнейшие цивилизации Европы